Самые востребованные медицинские специализации — терапевты и педиатры, выяснили в HeadHunter. Но как раз в этих областях медицинская отрасль сталкивается с недостатком кадров
Наиболее востребованные на рынке медицинские специализации — терапевты, педиатры, гинекологи, стоматологи и офтальмологи, выяснили в службе исследований HeadHunter. Компания проанализировала 70 783 вакансии, размещенные с 2011 года, и 13 060 резюме врачей в своей базе. Результаты исследования были представлены сегодня на специализированной фотовыставке «Профессия — врач» в Москве.
Лидирующие по востребованности специализации — терапевты и педиатры — испытывают скорее недостаток специалистов: на одну такую позицию приходится 1,7 и 0,5 кандидата соответственно. Также мало резюме офтальмологов (1,4 на вакансию) и отоларингологов (0,8).
Действительно, это набор наиболее востребованных специалистов, говорит РБК представитель пресс-службы ГК «Медси». «Также есть большой дефицит отоларингологов и гастроэнтерологов. Спрос на них растет во многом из-за того, что на рынке частной медицины есть целый сегмент небольших клиник, которые работают только по самым востребованным специализациям, тем самым создают повышенный спрос на рынке труда на указанные позиции», — говорит она.
При этом HeadHunter выяснил, что лишь половина врачей (51%) разместили резюме в системе в профессиональной области «медицина». Еще 14% — это молодые специалисты, которые только начинают свою карьеру, 2% — топ-менеджеры. 9% соискателей с медицинским образованием ищут работу в продажах, по 4% — в административной сфере и фитнесе, еще по 2% — в управлении персоналом, маркетинге.
С учетом реорганизации в государственных медицинских структурах освободилось много врачей, и они активно ищут работу, говорит управляющий партнер хедхантинговой компании «Агентство Контакт» Марина Тарнопольская. При этом не все они подходят для коммерческой медицины, так как в ней используются несколько другие KPI (показатели эффективности) и требования к специалистам, так что некоторый процент медицинских работников ищет работу в других секторах: фармацевтике, медоборудовании, других госструктурах, которые косвенно связаны с медицинским профилем, говорит эксперт.
«Насколько я знаю, много докторов ищут работу медицинскими представителями и вообще рассматривают «фарму» как более интересную область», — говорит коммерческий директор клиник «Чайка» Вячеслав Ключников. Но это вообще характерная ситуация для России: «половина математиков ищет работу не по специальности, докторов это тоже касается», подчеркивает эксперт.
Достаточно большая активность предпринимается фармацевтическими компаниями по привлечению молодых специалистов последних курсов медицинских институтов, и часть уходят в фармацевтику, соглашается представитель «Медси». Сеть много взаимодействует с медицинскими колледжами и столкнулась с тем, что большое количество выпускников действительно не идут работать по специальности, потому что перспектив карьерного и профессионального роста для среднего медицинского персонала «все-таки меньше». Многие уходят в направление косметологии, работают самостоятельно или в салонах красоты, добавляет представитель компании.
Самые конкурентные позиции — главный врач (на одну вакансию приходится 12,5 резюме), фельдшер (4,1 резюме на вакансию), кардиолог (3,8). Примерно по три резюме приходится на одну позицию хирурга, гинеколога и стоматолога.
«У нас стоматологов и гинекологов слишком много, мы их «перепроизводили», — рассказывает директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. Это объясняется тем, что представители этих специальностей больше зарабатывают. Например, по данным HeadHunter, в Москве самой высокооплачиваемой медицинской специализацией является гинекология — в среднем предлагаемая зарплата в этой сфере составляет 70 тыс. руб.
«Российской Федерации не хватает порядка 300 тыс. специалистов в государственной системе, — комментирует общую ситуацию Попович. — Просто врачи работают на 2–2,5 ставки, и они закрывают эти вакансии, чтобы получать зарплату».